Оценка процессов профессионального развития педагогов в области цифровых технологий: результаты апробации мониторинга цифровой трансформации школ

ОЦЕНКА ПРОЦЕССОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ Высшая школа экономики в начале 2020 года провела апробацию мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций, в которой приняли участие 39 школ из 13 субъектов Российской Федерации.

В рамках апробации осуществлялась оценка процессов профессионального развития педагогов в области цифровых технологий. Оценка проводилась по двум показателям (рисунок 1): использование для профессионального развития различных форм повышения квалификации и переподготовки и оценка уровня цифровых компетенций учителей со стороны обучающихся и самими учителями.

Оценки участниками опроса (обучающимися и педагогами) уровня использования педагогами цифровых технологий достаточно высокие. Причем разница между ученической оценкой и учительской самооценкой незначительна: в среднем по выборке 62,7 и 65,4 баллов, соответственно

Судя по результатам проведенной апробации, надежда на более высокие цифровые компетенции молодых педагогов не слишком высока (рисунок 2). Значение соответствующего индекса в школах, где больше молодежи, выше остальных всего лишь на 1,5-2 пункта.

Рисунок 1

Рисунок 1 – Средние по выборке значения индексов индикаторов, характеризующих профессиональное развитие педагогов в области цифровых технологий

Рисунок 2

Рисунок 2 – Средние по выборке значения индексов показателя, характеризующего оценку уровня цифровых компетенций учителей в школах с разной долей молодых (до 35 лет) педагогов

Гораздо заметнее отрыв в оценках цифровых компетенций учителей в школах с разным уровнем охвата школьников программами углубленного изучения отдельных предметов (рисунок 3). Но здесь больше вопросов, чем ответов. Почему в школах повышенного уровня учителя меньше проявляют свои компетенции в области цифровых технологий? Означает ли это, что традиционные технологии лучше работают на освоение сложных программ? Или такие результаты получились только в данной нерепрезентативной для страны в целом выборке? Узнать ответы на эти вопросы можно будет на следующих этапах проведения мониторинга на более широкой выборке общеобразовательных организаций.

Рисунок 3

Рисунок 3 – Средние по выборке значения индексов показателя, характеризующего оценку уровня цифровых компетенций учителей в школах с разной долей охвата школьников программами углубленного изучения отдельных предметов

Среди форм профессионального развития педагогов в области цифровых технологий в среднем по всей выборке преобладают онлайн-курсы, обучение у своих коллег в процессе совместной работы, краткосрочные курсы повышения квалификации (рисунок 4). Самые редкие форматы, такие как визиты в другие школы, тем не менее имеют индекс около 30 баллов.

Рисунок 4

Рисунок 4 – Средние по выборке значения индексов индикаторов, характеризующих использование педагогами различных форм профессионального развития в области цифровых технологий

Заметные различия в использовании форм профессионального развития в области цифровых технологий между городскими и сельскими учителями наблюдается только по очным курсам, семинарам или конференциям вне школы: в сельских школах они используются реже, что вполне объяснимо логистическими трудностями для удаленных сельских территорий. Некоторые различия заметны и по обучению у других учителей посредством участия в сетевых профессиональных группах, сообществах, что следует рассматривать, как нереализованный потенциал, поскольку современные сетевые сообщества реализуют свои программы преимущественно в дистанционных электронных форматах.

С полной версией материалов, подготовленных по результатам пилотного мониторинга трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне, можно ознакомиться на сайте цифровизацияшкол.рф